Индия - загадочная страна, чья культура не одно столетие привлекала к себе величайшие умы человечества. Восток уже давно покорил запад.
Индия одна из тех стран, современное искусство которой уходит своими корнями в глубокое прошлое. Кино этой страны вобрало в себя традиции национального театра, который имеет строгие каноны. В сюжете должно присутствовать линия положительного героя, героини и персонажа олицетворяющего зло. Неотъемлемой частью также является музыка, песни и танцы. Специфика и.к. обусловлена еще необходимостью определенного символизма, потому что сюжет должен быть понятен всем зрительским слоям: от банкира до последнего нищего. Возможно, именно поэтому у зрителя возникает ощущение сопричастности с происходящим на экране, несмотря на национальную специфику.
Кто из нас в детстве не зачитывался книгами Р. Киплинга "Рики-Тики-Тави", "Маугли", чье воображение не поразил капитан Немо и его подводная лодка Наутилус? А ведь все эти персонажи имеют одну родину - Индию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда на экранах кинотеатров появились индийские фильмы, они сразу были приняты зрителем.
На фоне отечественного кино о великих свершениях советского народа их сюжеты выделялись своей человечностью и романтизмом. Один за другим на экраны выходили фильмы: "Бродяга", "Господин 420" - трогательные истории о любви и борьбе со злом. Волшебный мир музыки, танцев, ярких красок, мир слез и смеха, горя и радости, поражений и побед покорили тысячи людей. Огромные очереди за билетами, полные залы кинотеатров подтверждали успех индийского кино у советского телезрителя.
Кинематограф - это постоянно развивающееся искусство. И вот в 70-е годы на смену трогательным мелодрамам приходят вестерны и боевики, где герой в одиночку сражается с бандитами, разоблачает коррумпированных политиков и борется с мафией.
На экраны страны выходит фильм "Месть и закон" (оригинальное название "Пламя"), динамичный сюжет которого рассказывает о приключениях двух друзей-воров. Их нанимает бывший полицейский , чтобы они помогли ему поймать главаря банды, орудовавшего в окрестностях небольшой деревни. Не слишком сложное задание приобретает для друзей неожиданный оборот. В итоге Джай и Виру, которых блистательно сыграли Амитабх Баччан и Дхармендра, оказываются втянутыми в настоящую войну с шайкой, терроризирующей население. Конечно, не обошлось и без истории любви: герой Дхармендры влюбляется в деревенскую красавицу, чью роль сыграла Хема Малини. Их отношения складываются непросто. Но молодые люди в конце концов находят общий язык. Курьезы и зажигательные шутки окружают эту пару на протяжении всего фильма.
Но все же больше меня поразила судьба другой пары. Джай влюбляется во вдову, живущую в доме инспектора Кумара. В последствии выясняется, что она единственный член его семьи, выживший после кровавой резни, устроенной главарем ?±анды Габбаром Сингхом. Инспектор решил сам отомстить убийце своих родных. На протяжении фильма Джай и Джая ( актриса Джая Бхадури) едва ли перекинулись парой фраз о чувствах, связывающих их можно было понять лишь по мимолетным взглядам, которыми молодые люди обменивались во время случайных встреч. Интересно, что вопреки обычаям, по которым индийская женщина-вдова не имеет право на второе замужество, свекор с пониманием отнесся к сложившейся ситуации и, когда Джай попросил у него руки Джаи, он соглашается на этот брак. Но судьба распорядилась иначе. Джай погибает. Женщине так и не успевшей снять траур остается только наблюдать, как на погребальном костре сгорает ее надежда на счастливое будущее. И хотя добро побеждает зло, на фоне личной трагедии этой женщины торжество справедливости приобретает горький привкус печали. Гораздо позже я узнала, что счастливый финал в данной ситуации был невозможен. Смерть героя должна была подчеркнуть место, которое отводится женщине в индийском обществе.
Не было ни одного московского кинотеатра, в котором я не побывала, кочуя за прокатными фильмами. Но кинематограф был хотя и основным, но не единственным моим увлечением. Я с жадностью прочитывала все, что имело какое-нибудь отношение к Индии, начиная с заметок в газетах и журналах, заканчивая академическим изданием "Бхагават-Гита". Отсутствие информации о кино заставляло меня отправляться в библиотеку иностранной литературы и там искать ответы на множество вопросов. Но помимо этого возникала проблема общения, особенно остро она стояла перед теми, кому было недостаточно редких просмотров фильмов.
Думаю, многие читатели удивятся, узнав, что на территории теперь уже бывшего СССР живет множество поклонников индийского кино. Я даже затрудняюсь сказать сколько может быть этих людей, пересылающих друг другу фотографии своих кумиров, статьи из журналов, и многое другое, что может заинтересовать коллекционера, собирающего материалы об индийском кино. Во многих городах создавались клубы, в которых велась интенсивная работа по популяризации культуры Индии. В Москве при ДК АЗЛК тоже был открыто такой клуб, который к сожалению сейчас прекратил свое существование.
Строго говоря, не каждого зрителя, с удовольствием смотрящего индийское кино можно назвать его любителями. Определение "любители" для тех, чьим хобби является индийском кино не совсем точное. Это тоже, что назвать филателиста любителем марок. Истинные профессионалы в своей области, они обладают энциклопедическими знаниями, которым могут позавидовать даже профессиональные эксперты по кинематографу стран Востока. Как правило, коллекционируется не только индийские фильмы, в которых играет любимый актер или актриса, кто-то предпочитает собирать просто хорошие фильмы. Аудиокассеты и диски тоже входят в большинство коллекций, а также журналы о кино и открытки с изображением индийских актеров.
Индия страна контрастов, где уживаются современные технологии и ручной труд. Храмы и аэропорты, большие магистрали и извилистые горные дороги, прошлое и современность сливаются воедино, создавая тот колорит, который на первый взгляд может показаться игрой воображения. И, тем не менее, все это и есть Индия. Наверное, поэтому индийском кино многим кажется сказкой, но искусство должно не только отражать реальность, но и давать простор фантазии.
Мало кто, перечитывая книги, которые в юности вызывали восторг, испытывают те же ощущения. Я тоже, смотря старые индийские фильмы, думаю о том, что мне в них нравилось. Наверно только по настоящему талантливые фильмы заставляют нас, пересматривая их, видеть что-то новое в сюжете. Недавно по индийскому телевидению проходила ретроспектива фильмов Раджа Капура. Этот человек был не только замечательным актером, но и талантливым режиссером, чьи фильмы не потеряли и актуальности и сейчас. Немало актеров, ставших звездами индийском кино, обязаны ему своим восхождением на вершину славы. Фильм "Истина, святость и красота", где в главных ролях снялись Шаши Капур и Зинат Аман, по моему мнению, является таким шедевром.
Что важно во взаимоотношениях людей и за что нас любят? Эти вопросы являются лейтмотивом сюжета, развивающегося на фоне небольшой индийской деревни. Молодой инженер, приехавший на строительство дамбы, влюбляется в деревенскую девушку. Видя ее только лишь мельком, он пленяется ее несравненным по красоте голосом. Ему не известно, что девушка имеет физический изъян, в детстве половину своего лица она обожгла кипящим маслом. Нелюбимая даже отцом, считающим ее виновницей в смерти матери, умершей при ее рождении, Рупа старается скрыть свой недостаток. О ней судачат соседи, ведь в индийской деревне не вышедшая до определенного возраста замуж девушка считается опозоренной. Договариваясь о свадьбе с отцом героини, молодой человек и от него не узнает о истинном положении дел. В первую брачную ночь он поднимает покрывало с лица своей молодой жены и в ужасе, отшатнувшись, убегает прочь. Шаши Капур великолепно сыграл образ мечущегося человека, которому кажется, что его мечту украли. Он убеждает себя в том, что его обманули, подменив невесту. Покинутая жена снимает с себя дорогие украшения и одежды и вновь превращается в деревенскую простушку. Под покровом ночи, скрывающей ее лицо, она встречается со своим мужем, становящимся пылким возлюбленным. Днем же она испытывает на себе его презрение и враждебность. Но вечно вести двойную жизнь нельзя: Рупа ждет ребенка, но ее муж утверждает, что не является его отцом. Несмотря на мольбы женщины и попытки объясниться, он выгоняет ее из дома. Ее старик-отец умирает, не перенеся позора. Инженер же не находит ночью свою возлюбленную на обычном месте их встреч. Ему остается лишь воспоминание об их любви. Все в деревне указывают ему на Рупу, как на ту девушку, чей голос он слышит в своих грезах, но он не верит им. Но вот начинаются дожди и стихия грозиться разрушить дамбу и затопить деревню. Жители покидают насиженные места, на одной из телег, запряженной волами едет и Рупа. Печальная мелодия летит над плотиной, по которой движется людской поток. Песнь заставляет героя фильма, переходить от телеги к телеге в поисках певицы. Мощный водяной поток разрушает дамбу, паника охватывает людей и они в ужасе бегут от гибели. Телеги переезжают упавших людей, крики боли звучат над вышедшей из берегов рекой. Герой находит героиню и два образа: жены и пылкой возлюбленной соединяются воедино. Да, она не идеальная красавица, но ее душа, пройдя сквозь многие испытания и горе, не ожесточилась. Несмотря ни на что, она не разучилась любить и прощать. Разве не это самое прекрасное качество, которое есть в человеке? Двое влюбленных, обретших друг друга, спасаются от наводнения на одной из незатопленной крыш, а когда вода спадает оказывается, что это купол храма, в котором не раз молилась Рупа. Сюжет фильма напоминает притчу, но время не властно над непреходящими истинами.
Индийское кино критиковали за шаблонность и не реалистичность, за надуманность и неактуальность сюжетов. От скольких людей мне приходилось слышать о том, что им не нравится индийская музыка, но вот парадокс: именно песни из индийских фильмов стали популярны в нашей стране в 80-е годы. Мода на диско заставила молодежь по другому посмотреть на индийское кино после выхода на экраны "Танцора диско". Трогательная история молодого человека, благодаря своему таланту сумевшего стать знаменитым певцом поразила воображение многих зрителей. Можно считать, что это была вторая волна всенародной популярности индийского кино. Митхун Чакраборти, сыгравший в этом фильме главную роль, надолго стал кумиром во всех смыслах этого слова. Его привлекательная внешность, отличная пластика и романтический ореол героя-одиночки сделали Джимми всенародным любимцем.
В Индии в кинотеатры ходят целыми семьями. Самыми хорошими местами в зале считаются те, что расположены на балконе. Современное оборудование обеспечивает отличное качество изображения и звука, делая просмотр фильма запоминающимся и приятным событием. На ТВ ведется рекламная компания новых фильмов, видеоролики постоянно идущие на экранах, дают некоторое представление о сюжетах фильма, ровно настолько, чтобы заинтриговать зрителей. Музыка также является неотъемлемой частью рекламной компании. К тому моменту, когда фильм появляется на экранах кинотеатров, публика уже сгорает от желания увидеть новый кино-шедевр.
Музыку индийского кино можно считать самостоятельным видом искусства. Еще до того, как на экраны кинотеатров появляется фильм, песни из него звучат из динамиков магнитофонов. Хит-парады песен еженедельно показываются по телевидению, и от того нравится песня зрителю или нет, зависит в дальнейшем посещаемость кинотеатров, когда фильм выйдет на экраны. Но бывает и так, что фильм проходит незамеченным, а песни из него надолго становятся хитами.
Как и во всем мире, киноиндустрия в Индии основывается на системе звезд. Ставка делается на популярных актерах, чьи имена могут привлечь зрителя. Современное индийское кино не уступает по уровню западным фильмам. Можно с уверенностью сказать, что будь в России сейчас развит кинопрокат, можно было бы ожидать третей волны популярности индийского кино.
В последнее время тенденции в индийском кино сильно изменились: на смену крутому герою-одиночке пришел герой, олицетворяющий современную молодежь. Веселые комедии, музыкальные любовные истории заполнили индийские экраны, но даже кажущиеся на первый взгляд легкие сюжеты фильмов продолжают поднимать проблемы индийского общества, говорить о истинно нравственных ценностях.
В прошлом году на экраны Индии выходит фильм "Скажи, что любишь" (лицензионное название "Не отрекайся от любви"). Прекрасная история любви бедного юноши Рохита и богатой девушки Сонии покоряет сердца индийцев и сразу же становится суперхитом. Отправившись в морской круиз, герои волей случая оказываются на острове, вдали от цивилизации и шумных городов. Под ярким солнцем и под плеск волн зарождается их любовь, но возвращение домой рушит их планы на совместное будущее. Рохит становится свидетелем убийства бандитов комиссара полиции и тем самым подписывает себе смертный приговор. Храня боль в израненной сердце, Сония уезжает в Новую Зеландию, где судьба сводит ее с Раджем, как две капли воды похожим на ее умершего возлюбленного. Ее разум отказывается верить в происходящее, но душа надеятся, что свершилось чудо.
Говоря об индийском кино, можно провести аналогию с сериалами, не так давно появившихся на наших голубых экранах. Мне кажется, что именно индийским кино была подготовлена почва для их успешных показов. Мыльные оперы рассчитаны на туже категорию зрителя: на тех, кому важна эмоциональная сторона человеческих взаимоотношений, развивающихся на экзотическом, почти сказочном фоне. Именно этим объедены зрители, смотрящие "Дикий ангел", "Странствия Геракла", "Кассандру" и "Вавилон-5", какими бы разными нам не казались эти фильмы.
Можно долго спорить о достоинствах и недостатках кино разных стран, о национальных особенностях и их смысловом содержании. Но одно можно сказать однозначно: есть хорошие фильмы, а есть - плохие, есть которые смотрят по несколько раз, а есть, которые забываются сразу же, как только перемотается на начало кассета. И это не зависит от страны, в которой снят фильм.
Источник: Юлия |